1

 

 

       1. Основные положения.
1.1. Игра проводится на базе "Казаков" версии М135. Использование других версий допускается только по взаимной договорённости воюющих сторон.
1.2. Главным атрибутом данной игры является КАРТА, которая редактируется в зависимости от результатов очных встреч противников.
1.3. Основным принципом Потопа является безусловно честная игра, корректное поведение и взаимное уважение игроков. Администратор имеет право в любой момент исключить из числа участников Потопа злостных нарушителей правил, "читеров", "квитеров", и прочих возмутителей установленного порядка.

       2. Участники Потопа.
2.1. Чтобы стать участником игры (монархом), вы должны выслать по адресу adm_potop@ukr.net заявку, в которой необходимо указать: свой nick-name; страну, за которую желали бы воевать (из числа не занятых - смотри пустые строчки напротив названия стран в таблице), и адрес электронной почты. Желательно также назвать город проживания, прислать своё фото для галереи портретов, и добавить несколько слов об истории своих взаимоотношений с игрой "Казаки".
2.2. В течение нескольких дней ваши данные будут занесены в таблицу. С этого момента вы становитесь полноправным участником Потопа: королём или князем, султаном или президентом, и т. д.
2.3. Закрепленную за вами страну в течение игры менять запрещается.
2.4. Одному участнику запрещается править более чем одной страной одновременно.
2.5. В случае невозможности или нежелания дальнейшего участия в "разделе Европы", игрок должен уведомить о своём уходе Администрацию письмом или через форум. Тогда место правителя его бывшей страны становится вакантным, и может быть занято другим желающим.
2.6. Все монархи Потопа имеют равные права и обязанности, вне зависимости от их титула, нации, размера территории, количества колоний, игрового опыта и давности участия в дележе Европы. Соответственно, за оскорбительное или неуважительное поведение по отношению к другим участникам, любой монарх может быть низвергнут Администрацией Потопа, и будет изгнан с позором.

       3. Объявление войны.
3.1. Военные действия могут вестись между любыми государствами, имеющими между собой сухопутную либо морскую границу.
3.2. С момента занесения ваших данных в таблицу, к вам может обратиться любой из игроков с предложением о поединке. Вы также имеете право вызвать на бой любого из игроков.
3.3. Вызов осуществляется путём отправки письма по электронной почте, или путём объявления войны через форум Потопа (в этом случае желательно всё-таки продублировать сообщение письмом).
3.4. Когда вызов брошен, стороны договариваются о времени встречи на игровом сервере. Помните, что в Потопе участвуют игроки из разных часовых поясов, не забывайте оговаривать исчисление времени (по Гринвичу, по Москве, по Киеву, и т.д.), а также место встречи (сервер GameSpy или GSC.game.net) и версию игры.
3.5. Уважительной причиной для отказа от вызова на бой может служить несовпадение сторон по времени выхода в интернет или временная занятость игрока, что выясняется в процессе переговоров сторон. Если же вызванный правитель вовсе не ответит на письмо потенциального противника, то такое поведение может служить основанием для вынесения предупреждения со стороны Администрации, а при неоднократном повторении - для исключения из числа участников.
3.6. Разрешается проводить бои без предварительной договорённости, при случайной встрече игроков на сервере. Однако если при такой встрече желание сыграть на Потоп изъявила только одна сторона, то другая вправе отказаться от проведения боя без объяснения причин.

       4. Направление ударов.
4.1. Нападающий указывает, с какой из своих провинций он выдвигает войска, и какая из провинций противника подверглась нападению (не нарушая пунктов 4.2 и 4.3). Указанные провинции будут являться ставкой в предстоящей баталии. Если направление удара не оговорено, то подразумевается, что после окончания битвы, вопрос о закрашивании конкретно той или иной провинции будет оставлен на усмотрение Администратора.
4.2. Вы не можете нападать на территории, явно удалённые от вашей атакующей провинции, в том случае, если у обороняющейся страны есть другие владения, находящиеся явно ближе к месту выдвижения ваших войск. То есть, выбрав противника, вы атакуете его ближайшую к себе провинцию.
4.3. Если выбранный вами противник имеет колонии на территории вашей метрополии, то вы не можете нападать на остальные владения этого противника. Либо сначала очистите от захватчиков собственную землю, либо ищите себе других врагов.
Пояснение: под словом "метрополия" следует понимать совокупность сохранившихся провинций любого государства в пределах его первоначальных границ (обведённых на карте жирной чертой). Под словом "колонии" следует понимать все провинции, приобретённые государством в результате завоеваний.

       5. Завоевание провинций.
5.1. В каждом бою 1х1 ставкой является одна провинция, которая переходит от побеждённого к победителю, и соответственно перекрашивается в цвет его государства.
5.2. В каждом групповом сражении, по умолчанию (если не было других предварительных договорённостей, единогласно одобренных всеми участниками баталии) на кон выставляется по одной провинции от каждого участника битвы, например:
- По итогу боя 2х2 (а также 3х3) по умолчанию каждый участник проигравшего блока теряет по 1 провинции, а каждый участник блока-победителя получает соответственно по 1 провинции.
- По итогу боя 1х1х1 (а также 2х2х2) по умолчанию победитель получает 2 провинции - по одной от каждого проигравшего (вне зависимости от того, кто из проигравших был "убит" раньше).
- По итогу боёв с неравным по количеству составом блоков (1х2, 1х3, 2х3) каждый проигравший теряет одну провинцию, а участники блока-победителя сами решают, как распределить между собой трофейные земли.
5.3. Результат сражения победитель сообщает в Администрацию Потопа по адресу adm_potop@ukr.net Согласно именно этих данных, раз в несколько дней редактируется карта.
5.4. Моментом перехода прав собственности на провинцию считается момент перекрашивания провинции на карте в цвет победителя. Объявление о своей победе на форуме не является достаточным основанием для внесения изменений на карту.
5.5. В письме не обязательно, но желательно дать красочное литературное описание прошедшего сражения. Если бой был интересный или поучительный, то приветствуется присоединение к письму файла-записи игры.
5.6. По взаимной договорённости и заручившись согласием Администрации, монархи могут производить между собой обмен провинциями, или их добровольную переуступку. В случае ухода игрока с Потопа, он не имеет права передавать захваченные ранее провинции другим игрокам.

       6. Правило "трёх сражений в месяц".
6.1. Каждый игрок обязан провести не менее трех сражений за месяц. Максимальное количество встреч не ограничено - хоть каждый день, если позволяет время и есть противники.
6.2. В случае невыполнения монархом данного правила без уважительной причины, Администрация оставляет за собой право исключения монарха из числа участников игры.
6.3. Уважительная причина (отпуск, командировка, высокая занятость, болезнь, поломка компьютера, и т.п.) может считаться таковой только в том случае, если вы объявили заранее о своём временном отсутствии (с указанием приблизительных сроков) в форуме Потопа, либо в письме Администратору.
6.4. Игрок имеет право отказаться принимать вызов на бой, если он уже провёл три или более сражений за 30 дней, предшествующих получению вызова. Однако использование этого права не приветствуется Администрацией; оно предусмотрено для игроков, ограниченных во времени; а злоупотребление им может быть расценено как нарушение, с вынесением предупреждения, вплоть до лишения игрока данного права.

       7. Правило "стрел".
7.1. Вызвав противника на поединок, вы можете написать письмо Администратору с просьбой обозначить этот вызов на карте. В этом случае на карту наносится стрела, указывающая направление вашего удара.
7.2. Если такая стрела "провисит" на карте больше недели, и бой не состоится по вине подвергшейся нападению стороны, и при этом обороняющийся не назовёт уважительную причину невыхода на бой, то нападающий вправе заявить о своей "бескровной победе". В этом случае провинция автоматически переходит к нападающему после уведомления Администратора.
7.3. Уважительной причиной могут считаться ситуации, описанные в пунктах 3.5, 6.3 и 6.4. Любая причина не будет считаться уважительной, если подвергшийся нападению монарх (или кто-то по его поручению) не сообщил о ней в письме нападающему, либо Администратору, либо в форуме Потопа до истечения "срока действия" стрелы.
7.4. Каждый игрок имеет право "рисовать" на карте не более двух стрел одновременно.
7.5. Запрещается направлять на одну провинцию несколько стрел от разных, не состоящих в союзе, государств. Тем не менее, эту провинцию может перехватить третья сторона, если успеет сыграть (и выиграть!) бой за неё (без стрелы) раньше, чем это сделаете вы. В этом случае ваша стрела удаляется.
7.6. Если нападающий потерял в бою провинцию, с территории которой была нарисована стрела, то стрела автоматически удаляется.
7.7. Помимо стрелы, игрок обязан оповестить своего противника о нападении также и в письменной форме, дабы избежать недоразумений и накладок.
7.8. Игрок, не ответивший на стрелы противников дважды, и соответственно потерявший при этом свои провинции, автоматически исключается из игры. В отдельных случаях Администрация оставляет за собой право на однократное "помилование" нарушителя, если последний активно участвует в прочих сражениях.
7.9. Если бой длительное время не состоится по вине игрока, "нарисовавшего" стрелу, и последний не заявит письменно об отказе от нападения, либо о причине невыхода на бой, то Администрация вправе присудить "бескровную победу" обороняющейся стороне, соответственно с передачей ей провинции нападающего. Поводом для такого решения может послужить заявление обороняющегося игрока.

       8. Стартовые условия.
8.1. Рекомендуется: Игрок, считающий себя более сильным полководцем, должен предоставить противнику право выбора стартовых условий, на которых будет проводиться поединок.
8.2. Если противники приблизительно равны по силе, либо им неизвестно соотношение сил, либо сильнейший игрок не считает для себя возможным рисковать, то выбор стартовых условий предоставляется обороняющейся стороне.
8.3. Выбор условий ограничен в следующих пределах:
- Рельеф: любой.
- Ресурсы: "нормально", "много" или "множество" (всё, кроме "миллионов"!).
- Залежи ресурсов: любые.
- Размер карты: только "стандартный".
- Стартовые опции: только "стандартные".
- Опции воздушного шара: только "стандартные".
- Пушки: "стандартные" или "дорогие" (всё, кроме "без пушек, башен и стен"!).
- Время ненападения: не больше, чем 60 минут пис-тайма.
- Опции захвата: только "стандартные".
- Опции автосохранения: любые, кроме "не сохранять".
- Условие победы: либо "до полного уничтожения"; либо "по очкам", но не менее двух часов!
8.4. Опция "Тип местности" устанавливается по следующему принципу:
- "Континенты" -- в случае войны за провинции, имеющие между собой только морскую границу;
- "Суша" -- в случае войны за провинции, имеющие между собой только сухопутную границу;
- "Средиземноморье" -- в случае войны за провинции, имеющие между собой и морскую и сухопутную границы (прибрежные территории).
8.5. Отклонение от перечисленных в пунктах 8.3 и 8.4 норм игры допускается только по обоюдному желанию, то есть когда назначающая условия сторона получила на это чёткое согласие противника.
8.6. Категорически не рекомендуется даже по обоюдному согласию оговаривать на словах стартовые условия, не предусмотренные авторами игры "Казаки", а именно: без многостволок, без кораблей, без рейдов, без дипа и рынка, и тому подобное. Если вы всё же договорились о чём-то подобном, то соблюдение или нарушение этих условий останется исключительно на совести вашего противника, поскольку вы не сможете подтвердить свои договорённости записью игры.
8.7. Если обе стороны изъявили желание играть одним и тем же цветом, то приоритет на выбор цвета отдаётся обороняющейся стороне.
8.8. Однозначно не засчитываются результаты битв, в которых любая из сторон стартовала нацией, не соответствующей своему государству в таблице Потопа.
8.9. Однозначно не засчитываются результаты битв, в которых победившая сторона была уличена в нечестных приёмах, известных как "читерство", при подтверждении этого факта записью игры.

       9. Обрывы связи.
9.1. Если на момент обрыва связи была очевидна неизбежность победы одного из соперников, и при этом обрыв связи произошёл не по его вине (то есть у него не появилась надпись "Поражение"), то бой считается законченным с присуждением победы лидирующему игроку.
9.2. Во всех остальных случаях бой считается незавершённым. Его можно переиграть сначала, а можно продолжить, используя автосохранение - это остаётся на усмотрение игрока, лидировавшего по очкам на момент обрыва связи.
9.3. Если неизбежность победы одного из игроков оспаривается его противником, то стороны должны обратиться за окончательным решением к Администратору, обязательно выслав ему запись игры.
9.4. По взаимной договорённости сторон, после обрыва связи (или просто в случае взаимного нежелания продолжать черезмерно затянувшуюся игру) допускается заключение ничьей, о чём также сообщается Администратору. Если ничейный результат произошёл в бою по назначенной "стреле", то стрела считается сыгранной и удаляется с карты. Однако "правилом трёх сражений в месяц" ничьи не учитываются, поскольку не являются результативными боями.

       10. Прерванные бои, доигрывание.
10.1. Если бой длится более 2 часов (а для карты "континенты" - более 4 часов), то любой из участников имеет право прервать сражение, и перенести доигрывание по сохранённой записи на другой день.
10.2. Если один игрок умышленно прервёт сражение раньше указанного срока, то другой вправе потребовать присуждения себе победы (хотя рекомендуется по возможности идти навстречу пожеланиям противника, если эти пожелания обоснованы обстоятельствами).
10.3. Если один из игроков уклоняется от продолжения сохранённой игры более одной недели, без указания уважительных причин, упомянутых в пунктах 3.5 и 6.3 (правило "трёх боёв в месяц" в данном случае не срабатывает!), то его соперник вправе претендовать на присуждение себе победы, о чём сообщает в письме Администратору.
10.4. Если прерванное и подлежащее доигрыванию сражение велось за конкретно названную провинцию, то до его окончания игрок не имеет права выдвигать из этой провинции войска для походов на другие страны. Однако если он сам получил вызов от другой страны на бой за эту провинцию, то он должен принять этот бой, а в дальнейшем на доигрывание выставить другую свою территорию. Если с этим возникли непредвиденные осложнения, то по каждому отдельному случаю вопрос передаётся на рассмотрение Администрации.

       11. Союзы государств.
11.1. Союзы могут быть как временными (создание блоков государств, для проведения одного или нескольких групповых сражений), так и официальными (создание блоков государств на постоянной основе). Ниже пойдёт речь именно об официальных Союзах.
11.2. По взаимному согласию монархов, государства могут объединяться в Союзы из двух или трёх (но не более трёх!) участников. О создании Союза участники должны сообщить письмом в Администрацию с указанием состава и полного наименования Союза (желательно приложить устав и цели Союза). Союз считается официальным с момента появления соответствующей записи, сделанной Администратором на сайте Потопа в разделе Обоз.
11.3. Каждое государство не может иметь членство более чем в одном Союзе одновременно.
11.4. Никто не может вступить в Союз без согласия всех остальных членов, однако любое государство имеет право на выход из состава Союза в любой момент по собственному желанию. Выйдя из одного Союза, не возбраняется вступить в другой.
11.5. В случае ухода или исключения какого-либо игрока из числа участников Потопа, его государство автоматически лишается членства в Союзе.
11.6. Член Союза вправе свободно пользоваться территорией своих союзников для транзита войск и обозов. Таким образом, через земли союзников вы можете осуществлять военные походы в страны, с которыми вы сами не имеете границы; а также поддерживать связь с собственными отдалёнными колониями.
11.7. Если член Союза проиграл битву противнику, с которым не имеет общих границ ни на суше, ни на море, то в этом случае другой член этого Союза обязан отдать вместо союзника свою собственную провинцию.

       12. Групповые сражения с участием союзников.
12.1. Если вы подверглись нападению вражеского государства, то имеете право призвать одного или двух своих союзников (только официальных!) для совместной обороны (за исключением ситуации, когда ваш Союз был создан позже, чем враг объявил о нападении). В этом случае ваш противник обязан: либо сражаться 1х2 (или даже 1х3); либо отказаться от нападения; либо призвать себе на помощь такое же количество партнёров для боя 2х2 (или соответственно 3х3), причём его партнёры не обязаны состоять с нападающим в официальном Союзе, они могут быть и временными.
12.2. Если вы получили вызов, а ваши официальные союзники по какой-либо причине не могут оказать вам помощь в организации совместной обороны, то это никак не может служить для вас поводом отказаться от боя.
12.3. Если монарх, не состоящий в Союзе, подвергся коллективному нападению 2х1 или 3х1, и не желает обороняться в одиночку, то он вправе отказаться от боя, либо призвать на помощь такое же количество временных партнёров.
12.4. Если же коллективному нападению подверглась страна-член Союза, то она обязана либо обороняться в одиночку, либо призвать на помощь своих союзников. Исключением является ситуация, когда три страны нападают на Союз, состоящий из двух стран - в этом случае допускается отказ от боя, либо приглашение одного временного партнёра.
12.5. Если на заранее назначенное групповое сражение на игровой сервер по какой-либо причине не явился ваш официальный союзник, то вы обязаны вступить в бой без его участия даже против превосходящих сил противника. Если же не явился временный партнёр, то вы вправе потребовать переноса сражения.

       13. Нейтральные земли.
13.1. На карте могут быть провинции, закрашенные в белый цвет. Это - нейтральные земли, не принадлежащие ни одному из монархов Потопа. Нейтральные провинции сами не воюют, однако каждая из них может быть захвачена любым государством.
13.2. Чтобы захватить нейтральную провинцию, игрок должен найти себе соперника, желающего оспорить право захвата. О назначенном поединке необходимо заранее заявить в форуме Потопа или в письме Администратору. Результаты поединков, не заявленных заранее, могут быть не засчитаны по усмотрению Администрации.
13.3. Нейтральную провинцию не могут оспаривать между собой члены одного Союза, или игроки из одного клана.
13.4. Соперники проводят между собой сражение, результат которого сообщается в Администрацию с приложением записи игры. Нейтральная провинция будет перекрашена в цвет государства-победителя, и с этого момента приобретает статус обычной колонии. Проигравшая же сторона не несёт никаких территориальных потерь.
13.5. Стартовые условия в битвах за нейтральные земли определяются взаимным соглашением сторон. Если стороны не смогли достигнуть согласия в этом вопросе, то бой не состоится.
13.6. По итогу одного сражения, будь то бой 1х1 или групповая баталия, может быть захвачена только одна нейтральная провинция. Победители групповых баталий сами решают между собой, кому именно она достанется.
13.7. Если у Администрации будут основания подозревать сговор при проведении сражения за нейтральные земли, то Администрация оставляет за собой право не засчитывать результат боя.

       14. Потеря связей с колониями.
14.1. Для того чтобы удержать власть в приобретённых колониях, каждый монарх должен заботиться о сохранении связей между метрополией и колониями.
Пояснение: под словом "метрополия" следует понимать совокупность сохранившихся провинций любого государства в пределах его первоначальных границ (обведённых на карте жирной чертой). Под словом "колонии" следует понимать все провинции, приобретённые государством в результате завоеваний.
14.2. Связи считаются действующими, если:
- метрополия имеет с колонией общую сухопутную границу, или имеет доступ морским путём;
- доступ осуществляется через территорию официального союзника;
- доступ осуществляется через другие собственные или союзнические колонии;
- доступ осуществляется через никем не захваченные нейтральные земли;
- доступ через страны, где царит безвластие (страны, у которых на Потопе временно нет монарха).
14.3. Если в результате военных действий прерваны связи каких-либо (или даже всех) колоний с метрополией, и монарху не удаётся восстановить эти связи в течение одной недели, то коренное население этих колоний поднимает восстание против колонизатора. Восставшие провинции автоматически выходят из состава страны-колонизатора, и передаются в собственность того государства, на территории метрополии которого они находятся.
14.4. Монарх, потерявший связи с колониями, имеет право на отсрочку, если предоставит Администратору достоверную информацию о том, что никто из потенциальных противников (чьи земли мешают восстановлению утерянных связей) не соглашается выйти на бой в требуемые сроки. Длительность отсрочки устанавливается Администратором на основе предоставленной информации.
14.5. Если вы восстановили доступ к бывшим колониям уже после официального объявления о свершившихся в них восстаниях, то эти провинции к вам не возвращаются. Можете попробовать завоевать их снова.
14.6. В отдельных случаях, когда в результате серии поражений метрополия государства окажется разделённой на две или более частей, не имеющих между собой связей по суше или морю, Администрация вправе рассмотреть вопрос об изменении статуса образовавшихся анклавов, и вынести особое решение, вплоть до отчуждения этих частей от владений данного государства.

       15. Особый статус русских княжеств.
15.1. Любой новый игрок, зарегистрировавшись на Потопе, по желанию, вместо отдельного государства может получить статус Предводителя бунтовщиков в одном из русских княжеств - Московском или Новгородском (в дальнейшем список стран, подверженных бунтам, может быть расширен).
15.2. Изначально повстанцам не даётся собственной территории. Предводитель выбирает любую провинцию в пределах метрополии одного из княжеств, и поднимает там восстание путём проведения сражения с армией князя.
15.3. В случае поражения бунтовщиков, количество повторных попыток бунта не ограничено. В случае победы бунтовщиков, на территории княжества образуется вольница, управляемая Предводителем, и с момента своего возникновения обладающая всеми правами и обязанностями отдельного государства.
15.4. Вольница имеет право на заключение Союза с любыми странами, с которыми имеет общую границу на суше или на море. Даже если в дальнейшем общая граница будет утеряна, Союз сохраняется. Естественно, не допускается вступление повстанцев в официальный Союз с княжеством, на территории которого был поднят бунт.
15.6. При существовании вольницы в качестве самостоятельного государства, её метрополией считаются провинции, захваченные на территории метрополии "своего" княжества, а колониями - все захваченные земли вне этой территории. В случае ухода с Потопа игрока-Предводителя бунтовщиков, вольница ликвидируется, а все её земли передаются владельцам соответствующих метрополий.
15.4. Русские князья обязаны, при получении вызова на бой от повстанцев, в первую очередь провести именно эту встречу. Они также не имеют права отказываться от боя с бунтовщиками ссылаясь на правило "трёх боёв в месяц".

       16. Спорные ситуации.
16.1. В возникающих спорных ситуациях, если стороны не смогли прийти к обоюдному согласию, функцию третейского судьи берёт на себя Администрация.
16.2. В вопросах, не предусмотренных настоящими правилами, либо допускающих различную их трактовку, Администратор выносит своё решение по каждому конкретному случаю отдельно.
16.3. В исключительных случаях (если сложилась ситуация, когда буквальное исполнение какого-либо пункта настоящих правил противоречит очевидной логике и здравому смыслу) допускается принятие Администратором решения, идущего вразрез с текстом правил.

       17. Порядок изменения настоящих правил.
17.1. Любой игрок вправе высказывать свои предложения и открывать голосования по вопросам изменения или дополнения настоящих правил. Предложения и пожелания участников Потопа, а также результаты голосований принимаются Администрацией во внимание, но не являются для неё обязательными к исполнению.
17.2. Администрация оставляет за собой право на внесение в карту Европы таких изменений, как добавление новых островов, стран или нейтральных земель, а также на изменение статуса и структуры временно пустующих государств.
17.3. Администрация оставляет за собой право на внесение изменений и дополнений в правила игры. Поправка, объявленная в Новостях Потопа, будет являться неотъемлемой частью настоящих правил.

     18. На карте добавляются острова.
Для захвата острова претендент должен объявить о своем намерении на форуме. Если в течении недели никто не пожелает оспаривать права на остров, то он переходит во владения претендующей на него державы. Ежели претендентов будет двое, то права на остров определяются в очном поединке. Одно условие. Захвативший остров обязан организовать на нем поселение, крепость, форт и т.д. Что-то типа уже существующих названий на карте.
В случае захвата уже существующего поселения на острове, прежнее поселение разрушается, а захватившая сторона должна организовать в течении недели свое. Если этого не произойдет, то остров становятся ничейным

     19. У правителей на ПОТОПе есть возможность строить крепости.
Для этого надо приготовить описание крепости с иллюстрациями и внести в Ватикан плату за ее возведение. Плата производится провинциями, ее размер зависит от категории возводимой крепости (т.е. количества этапов ее штурма).
При этом:
19.1.Нападая из крепости, атакующий не теряет провинцию.
19.2. Нападать можно только из приграничных и береговых крепостей.
19.3.Нельзя нападать из крепости два раза подряд. Т.е. один бой из крепости, один "обычный". Имея две крепости, можно нападать вначале из одной, потом из второй и затем "обычный" бой.
19.4. Количество этапов штурма зависит от количества переданных Ватикану провинций.
19.5. Обороноспособность крепостей можно увеличивать, передавая Ватикану провинции.
19.6. Крепости могут быть только "нечетными", т.е. в 1, 3, 5, 7 и т.д. этапов штурма. Для взятия крепости третьей категории надо выиграть два боя (2:0 или 2:1), пятой - три боя, седьмой - четыре и т.д. Пропорционально этим категориям и нападающий ставит свои провинции. При штурме крепости третьей категории он рискует двумя провинциями, пятой категории - тремя и т.д. Таким образом, все планы штурмов будут универсальны. Штурмующий проигрывает поставленные провинции по общим итогам штурма, а не по отдельным его этапам.
19.7. При штурме крепость берется в осаду. Для этого надо захватить провинцию на которой находиться крепость. После чего из нее уже нельзя делать набеги.
19.8. Взятую в осаду крепость укреплять нельзя.
19.9. Взятая штурмом крепость переходит в разряд обычных городов. Желая восстановить укрепления, победитель вновь должен внести "залог" в Ватикан.
19.10. При групповых боях, риски распределяются так:
- если атакованная из крепости провинция призвала на помощь союзников, то и нападающий имеет право на помощь союзников. В этом случае союзники обороняющихся рискуют своими провинциями, а союзники нападающих нет.
19.11. Уже существующие на карте города убираться не будут. Правители могут не перестраивать их в крепости. Они останутся простыми городами, без всяких планов штурма. Все вышесказанное относиться и к островам.
Пример:
Вот есть наваррская крепость первой категории Сантандер. Генрих заплатил за нее Ватикану одну провинцию. В обмен за плату наваррцы получают возможность атаковать из неё, не теряя своих земель (но только через раз). Допустим, Пруссии надоело это "осиное гнездо" и они решили захватить крепость. Так как крепость стоит на провинции, то вначале пруссаки должны выиграть бой за провинцию. В случае их победы перекрашивается только провинция, а крепость считается взятой в осаду. После этого из нее уже нельзя нападать. Далее достаточно выиграть один бой у Наварры и крепость считается разрушенной (так как она 1 категории).